Мне было 8 лет, когда 20 июля 1969 Нил Армстронг, 38-летний командир Аполло 11, спустился из тесного лунного модуля Орел (Eagle) по лесенке на поверхность луны, с тяжелым рюкзаком на спине, в громоздком скафандре, и стал первым человеком, ступившим на Луну. Было лето, школа была на время забыта, и наблюдение всех 200 часов галактического путешествия Аполло 11 – со старта во Флориде до приводнения в Тихом Океане – стало моей одержимостью. Я не упустил ни одного момента в цепочке событий, приведших к созданию на основе модуля Eagle лунной базы Спокойствие (Tranquility), это название заранее ей дал Армстронг.
Бринкли (Brinkleys) тогда жили в Перрисбурген, Огайо (Perrysburg, Ohio), и мы смотрели на Армстронга, родом из близлежащего Вапаконета (Wapakoneta) как на мальчика-героя, практически нашего соседа. Было невероятно думать, что местный мальчик, выросший на ферме без электричества, вел Америку в новый, проажающий мир исследования Луны. Когда Армстронг сказал «Это маленький шаг для человека, но гигантский прыжок для Человечества» - мы были под впечатлением неизмеримого благоговения от всего происходящего. Но только не Армтсронг. «Пилоты не получают особого удовольствия от прогулок. Пилотам нравится летать» - сказал он как то в полной иронии манере.
Годами я жаждал услышать описание Армстронгом на что это похоже – созерцать землю с расстояния в 238,900 миль. Бывший директор Космического Центра Джордж Аббей (George Abbey) однажды сказал мне, что многие астронавты испытывали чувство, сходное с религиозным, наблюдая Землю с таких расстояний. Что можно было испытывать – эмоционально, духовно – стоя на поверхности Луны? Но сдержанность Армстронга была легендарной. Смогу ли я когда-нибудь узнать его чувства об этом?
Первый раз я написал Армстронгу в начале 1990-х, я просил интервью на тему его службы в Корейской Войне. Он совершил 78 боевых вылетов, и даже был подбит вражескими ПВО над их территорией, и я хотел в то время написать книгу «Братья по оружию», посвященную пилотам «забытой войны», которые были приписаны к авианосцу US Essex. Я получил тогда вежливый отказ на открытке – «Нет, спасибо, но я буду иметь в виду вашу просьбу».
Прошло несколько лет, и НАСА попросило меня написать историю «Первого человека». Я был приятно удивлен и счастлив получить возможность взять интервью у Армстронга, и был в ужасе, когда интервью было назначено на 19 Сентября, 2001. И я видел по ТВ шокирующие картины разрушения башен Всемирного Торгового Центра. Как любой другой, я был убит горем. И я был уверен, что интервью с Армстронгом будет отменено. Но этого не произошло. К моему крайнему удивлению, директор НАСА позвонил мне и сказал, что, не смотря ни на что, Армстронг никогда не отменяет назначенных встреч, и он готов вылететь из Цинцинатти в Хьюстон, пренебрегая паникой, царившей в аэропортах после атак террористов. Конечно, его путешествие в Техас спустя несколько дней после 9/11 не было подобным возрождению птице-Феникса Чака Ягера (Chuck Yeager), известнейшему боевому летчику, чьи дела, в ореоле славы, были описаны в книге Тома Вулфа «Настоящий человек», (Tom Wolfe’s The Right Stuff). Но его попытка впечатляла. После 9/11 коммерческие авиарейсы были в основном отменены, но Нил Армстронг, чьим героем был легендарный Чарльз Линдберг, первый пилот, перелетевший Атлантику (Charles Lindbergh), категорически отказался отменять встречу. Это было для него делом чести.
Интервью началось спокойно, с вопроса про Линдберга. Он рассказал, что бредил знаменитым пилотом "Духа Святого Луиса" ("Spirit of St. Louis") - так назывался сам самолет, в честь людей, оказавших ему поддержку в Св. Луисе, штат Миссури. Он рассказал мне о своей личной переписке со Счастливчиком Линди (Lucky Lindy), что является недостижимой мечтой многих современных исследователей. Он также рассказал, что трагические события, связанные с похищением ребенка четы Линдергегов чрезвычайно подействовали на него. Меня в тот момент поразила догадка, что, возможно, это событие способствовало развитию некоторой нелюдимости у самого Армстронга.
Когда я затронул тему Корейской Войны и упомянул книгу Джеймса Миченера «Мосты Токо-Ри» (James Michener’s book The Bridges at Toko-Ri), Армстронг неожиданно пришел в некоторое возбуждение. Он сказал следующее: "Миченер был на нашел корабле. Я думаю, что за все время он принял участие в трех, двух или трех операциях, за все четыре или пять недель пребывания на корабле. Он предпочитал сидеть в кают-компании по вечерам, или в помещениях для дежурных летчиков днем, слушая их рассказы о реальных операциях ..."
Комментариев нет:
Отправить комментарий